ГлавнаяСведения об образовательной организацииОбразовательные стандарты и требования

Образовательные стандарты и требования

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

    Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014)

    Для кого написан ФГОС, с какой целью?

    ФГОС написан для всех участников образовательного процесса ( педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров, общественности) и направлен на достижение следующих целей:

    - повышение социального статуса дошкольного образования;

    - обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

    - обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

    - сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

    Какие задачи дошкольного образования решает ФГОС?

    - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.

    - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей ( в том числе ограниченных возможностей здоровья);

    - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

    - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

    - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

    - обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

    - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

    - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

    Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?

    Стандарт выдвигает три группы требований:

    Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

    Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

    Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

    Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?

    ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации.

    Стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение самооценки дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника.Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная(партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

    Какие требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования устанавливает Стандарт?

    Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения ДО:

    Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;

    Способность выбирать себе род занятий;

    Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительно относится к себе и к другим;

    Обладание чувством собственного достоинства;

    Взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

    Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества;

    Подчинение разным правилам и социальным нормам;

    проявление творческих способностей;

    Способность контролировать свои движения;

    Способность к волевым усилиям;

    Проявление любознательности;

    Склонность к наблюдению, экспериментированию;

    Способность к принятию собственных решений.

    Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.

    Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?

    Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо создание условий: кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, а так же создание развивающей предметно-пространственной среды.

    Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и воспитание, охрану и укрепление их здоровья.

    Как изменятся взаимоотношения с родителями?

    Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.